Модернизация системы ОМС: достижения и проблемы

14 мая 2013 (09:53)


О ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения и работе в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) доложил заместитель начальника Управления модернизации системы ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Антон Устюгов.


Вначале он напомнил о том положении дел, которое наблюдалось в отечественной медицине до вступления в филу федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Ранее застрахованное лицо не являлось центральным элементом системы оказания медицинской помощи, и механизмы реализации прав застрахованных лиц не были установлены. Права застрахованных лиц были ограничены. Объем и качество медицинской помощи, предоставляемой по ОМС, различались по субъектам Российской Федерации. Выбор и замену страховой медицинской организации осуществлял страхователь, а аналогичное право, закрепленное за застрахованными лицами, не реализовывалось. Поэтому право на выбор страховщика обычным гражданином нивелировалось правом на выбор страховщика работодателем.

Обратиться можно было только в ту медицинскую организацию, которая входила в установленный перечень. Оказание медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта, в котором был выдан полис, было затруднено. В каждом регионе действовали свои полисы ОМС, различные по форме. Объем финансирования медицинских организаций различался по субъектам Российской Федерации.

С 1 ноября 2011 года вступил в силу федеральный закон № 326. Теперь застрахованное лицо стало центральным элементом системы оказания медицинской помощи, подчеркнул Антон Устюгов.

Законом были установлены механизмы реализации прав застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования. Они получили право на оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Объем этой помощи установлен базовой программой ОМС. Сейчас пациенты имеют право на выбор и замену страховой медицинской организации, а также право выбора организации, работающей в системе ОМС, и лечащего врача. Это стало возможным благодаря введению полиса ОМС единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации либо при изменении места жительства. Полис единого образца упрощает также взаиморасчеты между медицинскими организациями. Теперь при наличии полиса ОМС можно лечиться в любом регионе страны.

Новый закон также разграничил полномочия федеральных органов власти и органов местного самоуправления. Кроме этого было уточнено понятие ФФОМС.

Замначальника управления ФФОМС также рассказал, как происходит движение средств в системе ОМС. Все доходы ФОМС в виде взносов за работающих и неработающих граждан поступают в федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В дальнейшем деньги в виде субвенций по единой методике, установленной на федеральном уровне, распределяются по субъектам Российской Федерации в зависимости от их структуры. Территориальные фонды осуществляют распределение объемов медицинской помощи и плановое распределение средств между медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС, и страховыми медицинскими организациями. Средства из территориального фонда передаются в страховую компанию по заявкам этих компаний на тот объем, который им необходим для оплаты медицинской помощи. В случае если страховой компании не хватило этих средств, она опять обращается в территориальный фонд, а если средства остались неизрасходованными – возвращает их в финансово-кредитное учреждение.

Страховая компания больше не оставляет эти средства у себя. Она осуществляет взаиморасчеты с медицинской организацией по тем счетам, которые выставляет лечебное учреждение. Оплата производится уже после первого автоматизированного уровня контроля, когда проверяется 100% счетов. Проведя проверку, финансово-кредитное учреждение может забрать часть средств, если ЛПУ получило их необоснованно. А страховая компания тратит возвращенные деньги на оплату других счетов медицинских учреждений.

До вступления в силу нового закона не был четко установлен объем страховых взносов за неработающих граждан, из-за чего наблюдалось сильное различие по регионам. Так, в Чукотской автономной области этот взнос составлял 7332 рубля в год на человека, а в Сахалинской области – 455 рублей. С 2012 года осуществляется переход к ново й системе взносов на неработающих граждан, который должен завершиться к 2015 году. Это значит, что за каждого неработающего гражданина на всей территории страны в фонд ОМС будет вноситься одинаковая сумма.

С 2013 года финансирование медицинской помощи через систему ОМС должно стать одноканальным. С начала будущего года оплата медицинской помощи в системе обязательного страхования должна происходить по полному тарифу. Из-за этого наблюдается рост интереса к ОМС со стороны частных медицинских учреждений. С каждым годом число таких медицинских организаций с негосударственной формой собственности, оказывающих услуги по системе ОМС, растет.

Особо остановился докладчик на проблемах реализации региональных программ модернизации здравоохранения в РФ. Особенно отчетливо они стали видны в процессе работы.

Одна из проблем – недостаточная проработка маршрутизации пациентов. Это значит, что при закрытии лечебного учреждения на ремонт, пациентам бывает просто негде лечиться. При планировании монтажа оборудования перед проведением ремонтных работ в учреждениях, иногда не учитываются возможности помещения, то есть бывает, что новые приборы негде ставить, и они отправляются в подвал или на склад, где простаивают без дела. Получается, что деньги потрачены впустую.

Еще одна проблема, связанная с оборудованием, – отсутствие специалистов, которые умеют с ним обращаться. Этот вопрос решается: молодые специалисты, идущие работать в регионы, получают выплату 1 млн рублей. Таким образом уже удалось привлечь около 8 тыс. специалистов, но это только половина от необходимого количества.

Конкурсные процедуры по закупке оборудования и услуг по капитальному и текущему ремонту могут проводиться несвоевременно, с нарушениями. Так, по различным причинам дата проведения конкурса назначается слишком поздно, когда полученные на оборудование деньги уже вернулись в казну неизрасходованными, и нужно опять тратить усилия, чтобы их получить.

Есть эпизоды, когда принимаются работы по ремонту помещений в государственных медицинских учреждениях, которые были проведены ненадлежащего качества. По этой причине приходится либо заново делать ремонт, расходуя дополнительные средства и откладывая день ввода в эксплуатацию, либо работать в помещении, не соответствующем стандартам медицинской помощи.

И самая главная проблема – снижение в 2013 году заработной платы медицинских работников по сравнению с 2012 годом. Все субъекты РФ получили деньги на реализацию программы модернизации здравоохранения, причем львиная доля средств должна была пойти как раз на увеличение заработной платы. Но до врачей эти деньги не дошли.

С целью недопущения снижения зарплаты в текущем году по сравнению с предыдущим годом 15 марта руководителям высших исполнительных органов государственной власти в субъектах была направлена правительственная телеграмма за подписью министра здравоохранения Вероники Скворцовой и информационное письмо ФФОМС, с требованием проверить расход бюджетных средств.

Даст ли это какие-то результаты – увидим в самое ближайшее время.


14 мая 2013  Источник  Опубликовал: rubzdrav  новости



Подписаться на новости
RSS



Архив новостей 2013

Облако тегов


Полезные ссылки
Главная | Банк документов | Специалисты | Медучреждения | Центры здоровья | Полис ОМС